Наверняка вы слышали о таком сервисе, как Lobster, который предлагает легально продавать фотографии из социальных сетей. Но так ли это удобно, как может показаться сначала? Как Lobster повлияет на рынок коммерческой фотографии? И стоит ли фотографам уходить со стоков?

Рынок коммерческой фотографии состоит из фотобанков, с огромным количеством высококачественного контента за определенную плату, и популярных бесплатных фотохостингов, к примеру, DeviantArt.

Новый стартап Lobster предлагает монетизировать фотографии и видео из социальных сетей. Подключив один из своих аккаунтов, пользователи добавляют фото и видео в общую базу изображений.

На первый взгляд это может показаться решением всех проблем: не постановочные фото из реальной жизни, низкие цены, большое разнообразие контента. Но все ли фотографии авторов принимаются? Что будет, если клиент купил фотографию с логотипом известной компании и использовал ее в коммерческих целях?

Кроме того, судя по комментариям пользователей Flickr (сотрудничает с новым сервисом), покупатели могут найти на Lobster любую фотографию с Flickr, даже если автор этой фотографии еще не зарегистрирован на сайте стартапа. То есть, независимо от того, загружал он свои фотографии или нет, Lobster их найдет. А что если фотограф не хочет, чтобы его работы были на Lobster? И тем более их продавать?

Вопросов много. И ответов на них от разработчиков практически нет. Во многих интервью главного исполнительного директора Ольги Егоршевой можно услышать, что стартап предлагает легально продавать фотографии из соцсетей, для чего нужно ставить хэштеги #ilobsterit, краткое описание работы сервиса и что все базируется в Лондоне. При этом важные детали не обсуждаются. Поэтому мы познакомились с Lobster поближе и попытались найти ответы на все вопросы. А также попросили экспертов поделиться мнением о новом проекте.

 

Что такое Lobster

Lobster — российско-британский стартап, который позволит пользователям соцсетей продавать свои фотографии и видео, а покупателям легально их использовать.

new startup Lobster - 7

Чтобы зарегистрироваться на Lobster достаточно зайти на сайт с одного из своих аккаунтов в социальных сетях — Instagram, Facebook, Flickr или YouTube. Изображения и видео импортируются со страничек в общую базу данных Lobster. У клиентов есть выбор: продавать весь контент (кнопка Sell All Content) или выбрать некоторые фотографии. К тому же платформа автоматически собирает фотографии и видео в соцсетях с хэштегом #ilobsterit и добавляет их в базу. У всех фотографий и видео примерно одна цена — в районе 2,25 $. Однако в будущем планируется ранжирование цен в зависимости от качества контента или популярности автора.

Чтобы купить фотографию, можно воспользоваться поиском по ключевым словам, а также просмотреть подборки самых популярных фото и видео. Выбрав нужную фотографию, покупатель видит ее цену и ссылку на покупку через PayPal.

Идея создания сервиса принадлежит Ольге Егоршевой — экс-менеджеру по стратегическому развитию в России. Проект изначально решили ориентировать на международный рынок, поскольку в России культура приобретения любого легального контента за деньги, по мнению создателей стартапа, не сложилась.

Базовую версию платформы Ольга и ее команда начали разрабатывать еще в 2013 г. За два года они нашли нескольких спонсоров и отличились в 2014 г. на одном из главных соревнований среди стартапов — TechCrunch Battlefield.

 

Преимущества для клиентов и фотографов

По словам создателей, главное преимущество Lobster по отношению к конкурентам в том, что сервис не требует установки дополнительных мобильных приложений или программ на ПК. Но есть ли другие плюсы проекта для покупателей и фотографов?

 

Клиенты

1. Большое количество контента

По состоянию на ноябрь 2015 г. у Lobster было 3,5 тыс. активных пользователей. При этом у некоторых из них в галереях более 2 тыс. фотографий. Неплохо для старта. При достаточно быстром росте пользователей, Lobster может собрать внушительную базу за короткое время.

2. Не постановочные фотографии

Создатели очень часто делают акцент именно на этом. «Живые» фотографии от реальных людей. Все верно — на Lobster очень много таких фотографий. Но не забывайте, что фотостоки уже давно перешли от эры натянутых улыбок к более естественным, не постановочным фотографиям.

 

3. Постоянное обновление контента

Фотографам не нужно специально что-то загружать — просто обновлять свои аккаунты в соцсетях. Плюс для клиентов — большой выбор из «свежих» фотографий.

4. Дешевизна

На весь контент сейчас установлена примерно одна цена — около 2,25$. В будущем планируется ранжирование цен в зависимости от качества и популярности автора. Но вряд ли стоимость возрастет в разы.

5. Возможность поиска

Можно искать по ключевым словам (на английском), по галереям или по подборкам популярных фотографий.

 

Фотографы

1. Не нужно специально загружать фотографии

Зарегистрировались на сайте, подключили различные аккаунты, и просто обновляйте свои странички

2. Не надо делать описания

Сервис сам сделает описания фотографий на основе информации из соцсетей: хэштегов, геолокации, комментариев, даты съемки, разрешения.

3. Никаких экзаменов и проверки

Продавать можно все ваши фотографии, какого бы размера, качества, разрешения, тематики они ни были. Другой вопрос — купят ли это.

 

Недостатки сервиса

Как часто бывает, во всех плюсах и преимуществах легко найти обратную сторону.

 

Клиенты

1. Качество фотографий

Качество фотографий никто не проверяет, поэтому для того, чтобы найти изображение необходимого качества, нужно будет потратить время. Не всегда купленное фото можно будет распечатать — среда использования Лобстера скорее ориентирована на веб.

2. Не все фотографии можно использовать в рекламе

Если клиент нашел отличное фото, но на нем есть логотип известной компании или торговая марка, он не может взять его для своей рекламной кампании, к примеру. Да и не всегда для Editorial использования.

В «Условиях» у Lobster отдельным пунктом прописано, что перед загрузкой фотографий узнаваемые торговые марки и логотипы должны быть в приведены в «правильные формы» (correct forms). Но не указано, что такое — «правильные формы», да и никто проверять наличие логотипов на фотографиях не будет.

new startup Lobster - 15 

Lobster

3. Цены

Стоимость фотографий невелика. И это плюс. Но за одну и ту же цену можно купить крутую панораму Нью-Йорка, фотографию среднего качества и вот это, к примеру. Возможно, эту фотографию никто и не приобретет за такие деньги. Но не кажется, что такое равенство цен немного несправедливо?

К тому же цены по подписке на некоторых фотобанках могут быть даже ниже. На PressFoto всего 1$, например.

4. Долгий поиск

Из-за того, что пользователи в основном загружают все свои фотографии из социальных сетей, поиск нужной, даже по ключевому слову, может занять некоторое время.

5. Зачем использовать посредника

На Flickr, к примеру, и без Lobster можно приобрести фотографию.

 

Стоковые фотографы

1. Низкая стоимость продаж

2,25$ в среднем — польза только для клиентов. Тот факт, что Lobster отдает 75% от продажи каждой фотографии автору, дело не меняет. Также нет расширенных лицензий, которые часто приносят наибольший доход на фотостоках.

2. Релиз модели

Lobster предлагает ставить хэштег #modelrelease (а также #editorialuse и #propertyrelease в соответствующих ситуациях) к фотографиям, если у авторов уже есть договоренность с моделями на фото о возможности продажи контента с ними. Но что делать, если у фотографа в соцсетях уже большое количество фотографий? Ставить хэштег на все, где есть модели? К тому же может случиться и так, что автор забудет поставить хэштег. Опять же — проверять никто не будет.

А если ввести #modelrelease в поисковой строке, сервис выдаст только одну фотографию. И если мы не ошибаемся, это фотография была загружена разработчиком проекта Ольгой Егоршевой.

1 / 2

new-startup-lobster-5 Lobster

new-startup-lobster-6new startup Lobster – 6

 

3. Усиление конкуренции со стороны фотографов-любителей

Согласитесь, фотографов-профессионалов и так сейчас много, а тут прибавятся еще и все те, для кого фотография — просто хобби или способ получить быструю известность в соцсетях.

4. Lobster — не гарантия, что вашу работу не украдут

Ресурс защищает фотографии пользователей с помощью ватермарки. Но она есть только на фотографии, которая найдена на сайте сервиса. То же самое фото можно найти, к примеру, если загуглить имя автора и выйти на его аккаунт в социальной сети, откуда изображение и было загружено на сайт Lobster. Такого точно не случится с фотографиями со стоков.

 

Мнения профессионалов

new startup Lobster - 1 

Андрей Лишаков, арт-директор и фотограф продакшн-студии PressMaster

Основная проблема этого ресурса кроется даже не в существующих минусах, а в отсутствии идеологии и ценностей как таковых. Это просто техническая прокладка между ресурсами, создающая иллюзию возможности заработка. Сайт не предлагает свое видение фотографии, не выдвигает на первый план пользователей, не задаёт тренды и не страдает от избытка вкуса в дизайне интерфейса. Он просто говорит: «Мы даем вам возможность что-нибудь когда-нибудь заработать».

Основной «вкусный» кусочек этого пирога — Flickr, но, на беду создателей, он уже является самодостаточным ресурсом, лишенным множества минусов со стороны покупателя.

Допустим, я фотограф с крутыми фотографиями. Где мне лучше их продавать: через соцсети, где 37 млрд фото и видео за 2$ или пройти экзамен на нормальный фотобанк и продавать их там по 500$? Думаю, ответ очевиден. Как и то, что если создатели не поменяют стратегию развития в ближайшее время, их проект обречен.

new startup Lobster - 2 

Наиль Забайдуллин, фотограф продакшн-студии Mediaphotos

Новый проект — довольно интересная идея. Но все же я не вижу прямой конкуренции фотобанкам. Стоковые авторы как фотографировали для них, так и будут продолжать это делать. Во-первых, потому что на стоках есть контроль качества. Чтобы найти необходимую фотографию из всего того, что заливается, например, в инстаграм, нужно перерыть кучу мусора.

Во-вторых, даже с трудом найденная фотография будет плохого качества. Соцсети не хранят исходники в большом разрешении. Для этого они и социальные сети — весь контент предназначен для просмотра в интернете.

В-третьих, пугает сама система работы Лобстера с привязкой к соцсетям. Если я создаю хороший продукт, возможно, я не захочу его выкладывать в сеть, чтобы избежать воровства. Я могу наложить водяной знак на изображение перед выкладкой. Но такую фотографию уже точно не купят.

Если давать какие-то прогнозы, то продавцов на Лобстере будет огромное количество, как только до людей дойдет эта информация. Обычные пользователи, не фотографы, будут не против продавать свои фотографии. Что до покупателей — здесь огромные сомнения.

Возможно, Лобстер — это совсем новая ниша на рынке фотографии, покажет только время.

new startup Lobster - 4 

Татьяна Плигина, блогер и иллюстратор

Появление таких проектов — просто тенденция. Интернет позволяет создавать все что угодно и в любых количествах. Но нет никакой гарантии, что именно Лобстер будет успешным.

И непонятно, зачем продавать за два доллара фотографии, которые бесплатно можно скачать. Они и так выложены в свободном доступе. Фактически воздухом торгуют. Вот этому можно поучиться у ребят.

new startup Lobster - 3 

Евгения Литвинович, художник-иллюстратор

Были же попытки у тех же стоков продавать мобильное фото. У depositphotos, например. Другая схема, конечно, но суть та же — продажа любительского фото. Насколько я понимаю, не самый успешный проект.

Ажиотаж, который создает Lobster, вполне логичен — перспективный проект, который дает какие-то новые возможности. Но неверным будет говорить, что Lobster произведет революцию на рынке коммерческой фотографии. Это неплохой вариант для дополнительного заработка для профессиональных фотографов, чьи аккаунты в соцсетях зачастую пестрят отличными фотографами, которые они сделали на телефон и не собираются продавать на стоках. Это также помощник и для фотографов-любителей. Пожалуй, главным преимуществом Lobster будет то, что с его помощью информационные агентства смогут получать оперативные фотографии с различных событий. Вспомните хотя бы обложку New York Times с фотографией урагана Сэнди, сделанной на мобильный телефон. С появлением Lobster такие фотографии просто могут быть в одном месте.

Но станут ли фотобанки менее востребованными? Вряд ли. Как минимум потому что Lobster не сможет обеспечивать клиентов большим количеством действительно качественного контента, который представлен на стоках. И вопрос с авторскими правами и релизом модели не решен на 100%.

Оставить комментарий