Успешные стокеры рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их стиль, постановку кадров, подачу или цветовую палитру копируют другие авторы. Что это: подражание, заимствование или же их работы послужили источником чьего-то вдохновения? И можно ли запретить другим копировать свои работы? Юрист фотобанка PressFoto разбирается в ситуации.

Фотостоки — огромный котел, куда «сливаются» тысячи идей с разных уголков планеты. На каждую тему или ситуацию можно найти сотни вариантов фотографий и иллюстраций с разной подачей и стилистикой. Для любого стокера нормально — отслеживать популярные работы, которые хорошо продаются, следить за трендами и использовать полученные знания для создания своего контента. Российские стоковые иллюстраторы даже создали сайт (m-rank.net), где можно посмотреть рейтинговые портфели и темы. Но когда мы видим две сильно похожие работы, сразу же возникает мысль, что кто-то у кого-то срисовал. А это и нечестная конкуренция, и финансовые потери для автора. Где же, с точки зрения законодательства, проходит грань между сходством и плагиатом, и как защитить свои труды от бессовестного копирования?

difference-between-copyright-trademark-and-plagiarism-1

Дарья Кузнецова, юрист фотобанка PressFoto.

Копированием можно считать случай, когда фотография или иллюстрация полностью повторяет оригинальную работу. Здесь совпадает все до мельчайших подробностей: когда фон, все тот же водопад, и модель одета в такую же одежду, и даже ее рука (нога и голова) повторяет расположение модели с оригинала.

 

То есть один фотограф напряженно работал, чтобы придумать оригинальную композицию, вдохнуть в нее жизнь, порадовать заказчика и, в конце концов, получить свое заслуженное вознаграждение, сумма которого адекватно отражает объем затраченных сил и рабочего времени. А другой фотограф без особых усилий, сомнений, проб и ошибок, присвоил себе чужой труд. Быстро, не пыльно, красиво хоть и не оригинально, но кто узнает? Кроме того, финансовые запросы у подражателей часто ниже, чем у оригинальных авторов.

При этом честный фотограф страдает дважды. Во-первых, у него появился конкурент с аналогичным товаром. Во-вторых, его цена, в которую вложены затраты на разработку концепта, теперь выглядит завышенной. У клиента возникнет вопрос: «А что так дорого? Вон Вася то же самое за гораздо меньшие деньги предлагает». Конечно, это непрофессионально, и с этим нужно бороться.

 

Что говорит законодательство

К сожалению, с юридической точки зрения от подобного копирования авторы не защищены. В гражданском кодексе есть понятие «объект авторских прав» — оригинальное произведение, созданное силами автора. Права на оригинальность фотографии подтверждает сам автор, предоставляя первоначальное фото (исходный материал). Именно такой объект попадает под защиту. И надо понимать, что копирование постановки в любом случае приведет к новому объекту авторских прав, где будет и автор, и объект, и свои права на защиту.

Сходство до степени смешения не играет роли для установления нарушения в рамках авторского права, что неоднократно подчеркивалось в судебных актах. Как указал Суд по интеллектуальным правам в одном из своих постановлений «по делу установлено сходство объектов истца и ответчика до степени смешения, однако, категория „сходства“ (в том числе до степени смешения) неизвестна авторскому праву», и, соответственно, защите не подлежит. К слову, и в США не утихают споры на подобную тему, поскольку непонятно где начинается оригинальное произведение и заканчивается производное от него.

 

Что предпринять, чтобы защититься от копирования

Самый простой способ — прятать от недобросовестных глаз особенно ценные работы. Каждый фотограф понимает, о каких работах идет речь. До тех пор, пока вы не явили миру свое произведение, оно защищено самым надежным способом.

Если вы обнаружили фотографию с невероятным сходством, я рекомендую написать вежливое письмо «повторюшке» с просьбой удалить спорную фотографию. Не стесняйтесь и не расстраивайтесь, ведь практически любой конфликт может быть решен мирным путем. Если ответа не последует или автор откажется удалять фотографию, напишите письмо-претензию с угрозами обратиться в суд за защитой нарушенных прав. И в дополнение сообщите, что собираетесь взыскать кругленькую сумму как компенсацию ущерба. Перспектива предстать перед судом малоприятна для любого человека, тем более для того, кто втайне понимает свою вину.

Обязательно сообщите в фотобанк об инциденте. Фотобанк не несет ответственности за недобросовестных авторов, но может пойти вам навстречу и заблокировать такого автора.

 

difference-between-copyright-trademark-and-plagiarism-2Мария Терентьева-Галицких,

руководитель отдела по работе с авторами PressFoto.

«К нам нечасто поступают жалобы на плагиат, но порой такое случается. Мы всегда принимаем меры. В первую очередь мы блокируем портфолио автора, на которого поступила жалоба. Его фотографии перестают отображаться в выдаче фотобанка до момента завершения разбирательства по делу. Мы связываемся с обеими сторонами конфликта и выясняем, кто создал контент первым.

Мы блокируем портфолио автора, на которого поступила жалоба.

В первый год работы фотобанка бывали случаи, когда авторы пытались загрузить к нам фотографии, скачанные в интернете, но благодаря бдительности инспекторов, они сразу же отсекались и навсегда попадали в черный список. Та же участь ждет плагиаторов сегодня.

Фотобанки обмениваются списками непорядочных фотографов, публикуют их на форумах, ведут активную борьбу. Иногда нам пишут модели, удивленные появлению своих фотографий на стоке. Мы повторно проверяем модельные релизы, связываемся с авторами и являемся посредником между фотографом и моделью, стараясь принять максимально справедливое решение».

difference-between-copyright-trademark-and-plagiarism-3

То что в Российской Федерации нет положительной судебной практики по части защиты фотографов от наглого копирования еще не значит, что ваше дело обязательно проиграет в суде. Россия успешно развивается и законодательство вместе с ней. За особо ценные работы стоит побороться, и, кто знает, какой судья вам попадется? Судья тоже человек, да и хобби в виде фотографий весьма распространенная история. Возможно, он поймет вашу проблему как никто другой.

 

Что такое подражание, и как к нему относиться

Другой, немаловажный вопрос — подражание. Скажу сразу, копирование и подражание — не одно и то же.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.

Все авторы: и фотографы, и иллюстраторы когда-то учились мастерству на примерах выдающихся специалистов в своем деле. Так или иначе, но возникнет кумир, светило и образец для… подражания. Фотограф увидит в работе своего кумира и вдохновение, и поддержку в сложную минуту творческого кризиса. Это не значит, что автор под копирку восстановит все произведения мастера. Нет. И даже если автор возьмет общую идею, он в любом случае вложит свой смысл в фотографию.

 

difference-between-copyright-trademark-and-plagiarism-monalisa1

Леонардо да Винчи. Мона Лиза, Лувр, 1517

Законом не предусмотрена защита от подражательства. Может, это и к счастью. Иначе, как бы мы копировали стиль барокко и ренессанс, если законом было бы запрещено подражание?

Конечно, есть общая проблема между копированием и подражанием — отсутствие оригинальности в произведении. Но хочется думать, что в отличие от копирования, подражание должно вызвать гордость за свою работу и желание творить дальше, когда созидание приносят не только финансовое удовлетворение, но и душевный подъем. Ведь все мы хотим быть для кого-то кумиром.

 

Как отличить копирование от подражания?

  1. Внимательно и самокритично отнеситесь к оценке чужой работы. Вполне возможно, что вам попалась фотография или иллюстрация, сделанная задолго до вашей. Если речь идет о постановочном фото, оцените одежду и прическу модели, ее образ в целом.
  2. Важны мелкие детали: часы, очки, зонтик, туфли. Возможно, на заднем фоне, скажем не платяной шкаф, а обувной?
  3. Настроение фотографии тоже немаловажно. Любое произведение искусства создается с целью впечатлить зрителя. Какой тон задает ваша фотография и спорная?
  4. Узнайте больше об авторе похожей работы, поищите связь между вами в социальных сетях. Вполне возможно, он друг вашего друга. Тогда станет понятно, где он мог увидеть исходную фотографию.

Все вышесказанное поможет понять, есть ли злой умысел в действиях оппонента или речь идет о безобидном подражании.

Никто не в силах остановить подражателей и плагиаторов, но если вы заметили, что ваши работы копируют и, тем самым лишают вас честного заработка — не молчите. У вас есть право защищать свой труд!

Иллюстрация на слайдере mast3r.

Оставить комментарий